Кочевая школа
Телефон:

Магический кристалл в серебряной оправе

«Назад

Евгений Осетров

Бугаев Магический кристал.jpgЯ обращаюсь к тебе, мой дорогой Читатель. Кем бы ты ни был, я обращаюсь к тебе. Может быть, ты — Учитель, ведущий ученический корабль по необъятно­му океану литературы. А может быть, ты — Студент. Нли пока еще Ученик. Или, может быть, ты просто решил скоротать затянувшийся вечер за случайной книгой. Все равно, ты — мой Читатель. И я обращаюсь к тебе. И предлагаю совершить со мной путешествие з один из самых загадочных периодов русской культу­ры, именуемый «серебряным веком»... и соотнести его с сегодняшним днем культуры Саха...

Один из самых... «Серебряный»... «Серебряное» предвосхищение того, что произойдет в Европе, а мо­жет быть, и в мире...

А началось все с духовного возрождения россий­ского суперэтноса, с возникновения русской религиоз­ной философии. Наряду с этим и вследствие этого на­чалось движение в области филологии. И это естест­венно. Ведь язык является основным компонентом и «инструментом» культуры. Ибо язык — это и куль­турно-знаковая система, это и речь как актуализация языка в реальном общении. И качество развития куль­туры, в первую очередь, зависит от качества языка как «инструмента» или от качества владения языком в этом смысле слова.

Движение в области филологии не могло не охва­тывать такую важную ее часть как литература. Ибо именно литература, вследствие ее образности и эмо­циональности, является наиболее полным «отраже­нием действительности». И именно поэтому анализ литературных явлений может помочь нам создать для себя более или менее «объективный» взгляд на исто­рию культуры в целом... и, может быть, даже попы­таться спрогнозировать дальнейший   ход событий...

Ты обратил внимание, что я взял в кавычки слово «объективный»? В чем дело? Может быть, я сомне­ваюсь в объективности того, о чем хочу поведать тебе? Все верно. Это действительно так. Ведь философы ут верждают, что абсолютной истины нет. Любая истина относительна. И тем более по отношению к литературе. Ибо литература по сути своей трижды субъективна. Во-первых, она изображает человеческую субъектив­ность. Во-вторых, изображает она это через субъектив­ность автора. В-третьих, каждый воспринимающий ли­тературное произведение читатель тоже субъект со своим субъективным видением. Литературовед, пишу­щий критические статьи и монографии, отражает в них тоже свой личный субъективный взгляд. В этом осо­бенность литературы. Взгляд на нее никак нельзя сво­дить к некой «объективной» точке зрения на художе­ственное произведение и литературный процесс в це­лом. И лучше не стараться воспроизвести позицию учебника, учителя  или  литературоведческого труда.

Однажды (это было давно, тогда я учился в школе) мне на глаза попалась прекрасная книга очень инте­ресного литературоведа Е. Г. Эткинда «Разговор о сти­хах». И разговор в ней действительно шел о стихах, а точнее о поэтике. Так называется одна из старейших дисциплин литературоведения, изучающая систему средств выражения в литературных произведениях. Поскольку все средства выражения в литературе в ко­нечном счете сводятся к языку, поэтика может быть определена и как наука о художественном использо­вании средств языка. Целью поэтики является выде­ление и систематизация элементов текста, участвую­щих в формировании эстетического впечатления от произведения. Словесный текст является единственной материальной формой существования литературного произведения. По нему сознание читателя создает для себя содержание. Каждый раз — новое. Это зависит... Впрочем, об этом мы с тобой еще поговорим, посколь­ку впервые разговор обо всем этом зашел именно в те далекие «серебряные» годы.

А литературоведение — это наука о художествен­ной литературе, ее происхождении, сущности и разви­тии. Подразделяется эта наука на теорию литературы (исследует общие законы структуры и развития лите­ратуры), историю литературы (изучает прошлое лите­ратуры как процесс) и литературную критику (зани­мается «сегодняшним» состоянием литературы или] интерпретацией литературы прошлого с точки зрения современного общества).

Так вот. Из той книги Е. Г. Эткинда мне запомни­лпсь одна интересная мысль о том, что даже обыкно­венный стол способен вызвать массу ассоциаций у массы людей. Ты стоишь: какой низкий стол. Он сидит: какой высокий. Отсюда: какой широкий. А сбо­ку: какой узкий. Для человека мастеровитого: трес­нули ножка, надо бы подремонтировать. Для худож­ника: важнее форма и цвет. И тем более художествен­ное произведение должно вызывать массу ассоциаций у массы людей. Если же хотя бы у двоих из собрав­шемся аудитории по поводу того или иного произведе­нии возникнет абсолютно одинаковое мнение, то уже молено усомниться в его высокой художественной цен­ности. Вывод, конечно, вызывает сомнения. И это нор­мально. Сомнение — это и есть та самая истина. И аб­солютной она быть не может.

Евгений Осетров

 

Контакты
Телефон:
Адрес:
Республика Саха (Якутия), г.Якутск, Проспект Ленина 4/2